Фрагмент для ознакомления
2
Анализ макроокружение фармацевтической сети «Аптека Столички» представляется возможным оценить с помощью PEST -анализа.
Таблица 1
PEST - анализ
Фактор Влияние фактора
P Развитие программы дополнительного лекарственного обеспечения Сеть «Аптека Столички», вошла в программу, обеспечив себя тем самым стабильным рынком сбыта. Однако компания столкнулась с рисками, связанными с довериям к государственным обязательствам Переход потребителей от «дорогого» сегмента к бюджетному
Программа обязательного фармацевтического страхования Если эта программа будет реализована, это позволит людям увеличить потребление ЛС , а также переключиться на более дорогостоящие препараты. Это приведет к дополнительному росту коммерческого сегмента ГЛС Угроз нет
Политика государства в области предпочтения российских производителей для программы ДЛО Возможность развивать бизнес для российских компаний. Западные компании начинают стремиться получить статус российских, за счет контрактного производства Отток потребителей от дорогого сегмента
E Рост доли розничного сегмента Расширение рынка за счет роста сегмента Нехватка ресурсов на покрытие сегмента
Экономический рост и рост доходов населения В структуре спроса происходит сдвиг в сторону более дорогих препаратов. Выравнивание рынка, по стоимостным показателям.
Рост спроса на косметические средства Увеличение затратной части на инновации, сокращение бюджетного сегмента.
Возможное некачественное обслуживание косметологией, что повышает риск ухудшения здоровья
Рост доли рынка иностранных производителей Компания «Аптека Столички» может интегрироваться с западными Вытеснение сети «Аптека Столички» с рынка
Слабая конкуренция в регионах Возможность региональной экспансии аптечных сетей. В РБ высокий уровень потребления ЛС и слабый уровень конкуренции, что дает возможность появления национальной аптечной сети Открытие филиалов и создание новых инфраструктур приведет к увеличению затрат на логистику
Быстрый рост коммерческих аптечных сетей Возможность выхода аптечных сетей «Аптека Столички» на рынки СНГ путем горизонтальной интеграции с местными сетями. Возможность сотрудничать с государством по программе ДЛО Создание альянсов для «выкачивания» дополнительных ресурсов с производителей. Формирование монополий
Добровольное фармацевтическое страхование Одно из перспективных направлений развития фармрынка Угроз нет
Повышение НДС на готовые лекарственные средства (ГЛС) с 10% до 13% в 2011 году Возможностей нет Вызовет рост розничных цен. В ответ население частично переключится на более дешевые препараты. В результате объем розничного рынка ГЛС возрастет, но рост этот будет меньше, чем рост НДС.
S Лекарственное обеспечение социально не защищенных слоев населения
Занять нишу «бюджетных» потребителей, возможно за счет ДЛО Основные зоны влияния у западных компаний за счет большой доли рынка, сильная зависимость от импорта, что может негативно отразиться на малообеспеченных слоях общества.
Понижение прибыльности производителей за счет давления со стороны властей
Рост заболеваемости населения России При сохранении данной тенденции увеличится спрос на лекарственные средства, а, следовательно, и объем всего рынка Интенсивный рост продаж ведет к необходимости увеличения складских запасов, что приведет к росту расходов на логистику и может столкнуться с ограниченной складской мощностью
Рост сегмента ДЛО Рост продаж рецептурных препаратов, что вызывает рост госпитального и льготного сегмента Существует опасность массового отказа льготников от получения льготных лекарств (многие льготники получают денежную компенсацию)
Возможное отсутствие в будущем информации у потребителей о ЛС Возможностей нет Может привести к безграмотному самолечению, что может вызвать стихийный, иррациональный спрос
Отсутствие информации у большинства медиков о новых ЛС и методах лечения Возможность увеличение продажи «старых» традиционных препаратов Снижает репутацию медицинских консультаций, что может привести к иррациональному, непрогнозируемому спросу
T Совершенствование бизнес, логистических и IT – процессов Возможность вести в отрасли более эффективный бизнес
Увеличение затрат на ведение бизнеса для подержания конкурентоспособности, следовательно, потребность в дешевых кредитах
Рост фальсификации ЛС Возможность продавать фальсифицированный товар с большей прибылью Снижение репутации крупных компаний, вследствие компании внедряют сложные, дорогостоящие средства защиты своей продукции
Постепенный переход отечественных производителей на стандарт GMP (Good Manufacturing Practice) Повышение имиджа компании. Возможность продавать меньший объем товара по более высоким ценам, соответственно, сокращение затрат на логистику Переход приведет к росту затрат на производство отечественных ЛС, а как следствие и к росту цен на отечественные ЛС. В долгосрочном периоде это приведет к уменьшению сегмента дешевых ЛС .
Анализируя внешнюю макросреду составим перечень угроз и возможностей (таб. 2), которые могут повлиять на деятельность предприятия.
Таблица 2
Возможности и угрозы развития предприятия.
Факторы внешней макросреды Возможности Угрозы
Экономические 1. развитие торговой сети
2. производство и реализация сопутствующих товаров и услуг
3.появление новых технологий
4. привлечение новых потребителей
5. расширение ассортимента
6. увеличение частоты покупок
7. увеличение объема одной покупки
8. ослабление конкурентов 1. появление новых конкурентов
2. усиление конкурентного давления
3. повышение арендной платы
4.снижение цен на товары
5.снижение спроса
6. рост закупочных цен
Правовые - Возможность изменения регламентации положений о деятельности фирмы
Технологические Возможность расширения площадей Недостаточное техническое обеспечение